среда, 14 октября 2015 г.

АТТИЛА, АТИЛЛА, АТИОХ, АТТИЛ


Царь гуннов - Аттил
  • Царь гуннов - Аттила
  • Столица Венгрии г. Будапешт
В 430 году в гуннских племенах начинают преобладать центростремительные силы. Начинается новое объединение гуннов. Правда, это новое движение вначале идет с трудом. Но после того, как во главе этого движения становятся Пулат(Бледа) и Аттил, оно сразу же усиливается...
        Имя Аттила разные источники пишут по-разному: "Аттила, и Атилла, и Атиох..."         Суварский исследователь Руф Ишутов в своей статье "О предках чуваш", посвященной тридцатилетию выхода книги М.И. Артамонова "История хазар", предводителя гуннов называет Аттил.
Болгарский исследователь Кавада Ясен в своей книге «Грешки в Българскато история» (София - 1999) подчеркивает: «Древние авторы писали имя Аттила с два «Т». Не Атилла, как пишут некоторые, а Аттил».
        Аттил - отец страны, ат (атте) - отец, ил - страна, государство. Все это в чистейшей форме сохранилось в современном суварском языке. Этим именем и сейчас сувары называют своих долгожданных сыновей.
        В 433 году Аттил становится царем всех гуннов. И он начал создавать свою империю, прежде всего, укрепляя армию.
Медаль Аттила
  • Медаль Аттила
  • бронза диам. 70 мм
  • Автор Балтаев Н.М.
        В 442 году Аттил переходит Дунай и вторгается на территорию Западно-Римской империи. Римляне выставили против гуннов огромную армию. Гунны разбивают римлян, которые через шесть лет вынуждены будут послать к Аттиле своих послов и просить мира. Среди послов оказался писатель Приск Панийский, который впоследствии написал книгу "История готов". В ней есть глава о пребывании среди гуннов, о встрече с царем Аттилом.
        Приск Панийский пишет о гуннах: "Они носят короткие суконные полукафтанья из накрашенной шерсти, которую прядут и ткут их жены, белые широкие шаровары и кожаную обувь, привязанную за подьем ноги ремнями. В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему... Одежда их (женщин) весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшитых светлою каймою, и из белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук с уборкою, похожею на кружева... девушки ходят с открытой головою, убирая себе волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трех-четырехлетнего возраста. Ноги у них босые. Очень трудолюбивы и никогда не покидают своего веретена."
        В.Ф. Каховский, приводя эти примеры, в своей книге "Происхождение чувашского народа", делает вывод, что одежда гуннов полностью похожа на суварскую. И мы полностью согласны с этим утверждением.
        Очень яркое описание о западных гуннах оставил римский историк Аммиан Марцелин: «Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, - пишет он, - угрожаемые нападением, они вступают в битвы клинообразным строем со свирепыми криками. Будучи чрезвычайно легки на подъем, они иногда неожиданно и нарочно рассыпаются в разные стороны и рыщут нестройными толпами, разнося смерть на широкое пространство; вследствие их необычайной быстроты нельзя и заметить, как они вторгаются за стену или грабят неприятельский лагерь. Их поэтому можно назвать самыми яростными воителями, что издали они сражаются метательными копьями, на конце которых вместо острия с удивительным искусством приделали острые кости, а врукопашную очертя голову мечами рубятся и на врагов, сами уклоняясь от удара кинжалов, набрасывают крепко свитые арканы для того, чтобы, опутав члены противника, отнять у них возможность усидеть на коне, или уйти пешком».
В своих "Лекциях по истории Византии" профессор СП. Шестаков пишет: "Арнешискл, вождь римлян, выступивший против врага, потерпел поражение и был убит после храброго сопротивления на реке Утусь (Вид) в Нижней Мезии, после чего хуннская кавалерия двинулась в равнину реки Марга (Морава) и пошла далее на юг, через Фессалию до Фермопил."
        Значит, тогда реку Мораву именовали Марга! Здесь же был город гуннов под таким названием. А ведь Марга один из самых распространенных этнонимов в топонимике Чувашии. Есть и реки под названием Марга, есть и села, и горы. Даже эта маленькая деталь доказывает, что между древними гуннами и суварами есть прямая связь. В 448 году, после завоевания Балкан, Аттил со своими войсками вторгается в Западную Европу. Гунны дошли до Парижа. Вся Европа тогда молилась: "О Боже, спаси от мора и гуннской стрелы."
       Это же подтверждает балкарский ученый И.М. Мизиев в своем исследовании "История Карачаево-Балкарского народа"... В нем он в частности пишет: "В придунайских степях, на территории бывшей Скифии, гунны образовали свое новое государство во главе с легендарным вождем Аттилой, имя которого ученые возводят к тюркскому слову "Ата" - отец. На протяжении всего V века Аттила вел в Европе самую активную политику, удерживая под своей властью множество европейских племен и народов, и никто не мог ему перечить в решении сложных международных вопросов этого времени".
  • "Бич бога" - Аттила
  • изготовлено европейскими мастерами
Многие европейские и христианские священники тех лет пытались понять, как же так вдруг неизвестно откуда появившийся народ возвысился над всеми. Аттила они называли «Бич Божий». «За разврат, царившийся в Европе, Бог послал на нас гуннов и их владыку», - говорили они. А некоторые благословляли приход Аттила. Например, Лу - архиепископ Труасский оставил о нем такие слова:
«Да будет благословен приход твой, Бич Бога, которому я служу. И не мне останавливать тебя».

        В нескольких номерах газеты «Безнен юл» (Наш путь), издаваемой в городе Набережные Челны Татарстана клубом «Юлдаш»; опубликовано интересное исследование американского ученого, доктора философии Весса Робертса под названием «Секреты лидерства императора гуннов Атиллы». «Гунны были совершенно свободными, говорившими на разных диалектах племенами, - пишет он. - Они уважали женщин, старших, родителей. Их песни были подобны самой Природе, они были полны любви и ностальгии... Дух гуннов был очень свободолюбивым. Любимым занятием была охота. В общении гунны были зажигательно эмоциональны, имели чувство собственного достоинства, речь их была изысканной, они так же обладали своеобразным чувством юмора. Гунны верили в чудеса и в то же время были оптимистами, обладали гибким мышлением».
  • Весе Роберте подчеркивает, что вождь гуннов презирал роскошь римлян, одевался просто, но ездил на прекрасном вороном коне. Доблестный гунн выберет не драгоценные камни и золото с серебром, выберет как можно более острый меч. Мишура и показуха породит ненависть, явится причиной отчуждения и насмешек бойцов. Но на мирных переговорах, считали они, нужно отложить военную одежду в сторону и лучше облачиться в цивилизованную.
    1. Очень важно, чтобы все гунны гордились своими обычаями, - считал Аттил. - Человек должен быть верен своему слову. Надо уважать и простого, и знатного гунна.
    2. Обращая внимание не на родственные отношения, а на талант, мы должны выбирать командиров.
    3. Не следует нападать на не имеющих вины. Не следует убивать безвинного или пленного врага. Избегайте излишней жестокости.
    4. Государство, опирающееся только на один род, слабо. Надо объять всех желающих иноплеменников и иностранцев, уважать их, обучить их нашему языку и традициям, такова наша обязанность. Наши приемлемые различия должны служить во имя единой цели. Наши предки из Азии и Европы оставили нам культурные и этнические ценности. Мы должны уважать их и хранить. Мы должны стремиться к высоким идеалам и к добру, но, сохраняя человечность, надо мужественно победить тех, кто выступает против нас. Мы должны сохранять наши песни, танцы, игры, торжества и праздники, потому что это - отражение нашей культуры. Вы, лидеры, ответственны за воспитание нашим обычаям всех племен Гуннского государства.
  • Много сил отдал Аттил созданию своей непобедимой армии. «Командир не должен возлагать свои исконные обязанности на других, - подчеркивал он. - Он может отдавать приказы и поручения тому, кто их может лучше выполнить. Мудрый командир, давая кому-либо поручение, возлагает на него одновременно и связанные с этим ответственность и полномочие. Но, отдав приказ нижнему чину, излишне уже не вмешивайтесь в данные ему полномочия, дабы избежать лишних обид. «Низам» надо оказывать необходимое доверие!..»
    1. «За маленькие заслуги следует малая награда, - подчеркивал Аттил. - За героизм и победы - дорогие награждения. Командиры, найдите время похвалить и возвысить отличившихся гуннов. Проявляйте живой интерес к состоянию семей гуннов, их давок, с верными и нуждающимися делитесь богатством, и в нужный день они пойдут за Вами даже в ад. Помните, что гунн, достойный награды и не получивший ее, в один день может начать сотрудничать с римлянами».
    2. «Будьте внимательны, если какой-то гунн клянется среди других в верности, затем ропщет и жалуется... стремитесь от него избавиться, даже если это командир или хороший воин, - говорил далее Аттил. - Будьте внимательны, чтобы распознать Брута в своем племени. Умейте выслушать гунна: и хорошие, и плохие сообщения. Иначе среди воинов можно услышать ропот и бормотание. Не вини невиновных, не взваливай на них причины поражения. Если кто-либо не приложил усилий к достижению победы, не допускай его к дележу добытых трофеев. Награждай достойных и человечных, и они всегда останутся образцом для подражания».
    3. «Даже если Вы сами станете Императором, не ждите, что будут согласны с Вашими мыслями, - говорил далее Аттил. - Кем бы ни были те, кто не согласен с Вашими мыслями, не растрачивайте попусту энергию Ваших чувств, а завоюйте их более действенными средствами. Не воспринимайте всех соперников как врагов... Большой враг или маленький - не воспринимайте его несерьезно. Старайтесь не оставлять преимущества врагу... если Ваш враг очень силен, можете отступить, но в день, когда сможете одержать победу, начните действия... Если поражение неизбежно, отведите войско для его сохранения. Надо сохранить основу и воинов для завтрашней победы...
    4. Самое важное - собраться духом заново. Сами командиры, кроме того, должны вдохнуть мужество в рядовых воинов.
    5. Не используйте для победы тотально все источники и средства, всегда оставляйте что-нибудь из возможностей, энергии и сил...»
  • Очень интересны мысли и высказывания вождя гуннов, которые приводит Весе Роберте. Вот некоторые из них:
    1. Император или полководец должны держать все время в руках дипломатическую инициативу, будьте постоянно в атаке... Не оставляйте безвольно течение переговоров на произвол судьбы. Перед каждыми переговорами узнавайте слабые и сильные стороны противника. Знание его тайн сделает вас сильными и поможет вам в достижении ваших целей.
    2. Отбросьте ваш гнев, но сохраните ясное сознание.
    3. Поймите общее состояние, царящее в рядах врага. Если желаете иметь доверие врага в будущем, соблюдайте достигнутые договоренности.
    4. Победа, которой вы достигните путем переговоров, дороже, чем победа посредством сражений. Сохраните ваших воинов!
    5. Мастерство гуннских всадников надо подчинить дисциплине.
    6. Мы, даже будучи кочевниками, не должны преклонять голову перед Римом. Нам следует создать поселение и города... Надо строить будущее, исходя из прошлого.
    7. Мудрый командир ни в коем случае не убьет принесшего плохую весть гунна. Мудрый командир может убить того гунна, который их не принесет.
    8. Мудрый полководец должен готовить достойную замену на свое место.
    9. Величие каждого гунна измеряется самоотдачей во имя Родины.
    10. Великие полководцы не преувеличивают свое значение.
    11. Командир, задающий неправильные вопросы, получает неверные ответы.
    12. Слабые командиры собирают вокруг себя слабых.
    13. Сильные командиры хотят видеть вокруг себя сильных.
    14. Командиры не должны входить в споры.
    15. У сильных командиров бывают сильные слабости.
    16. Император должен использовать сильные стороны командиров.
    17. В основе победы лежат ответы на вопросы «когда» и «где».
    18. Гунны должны начинать только выигрышные войны.
    19. Командиры знают, что теплота, гостеприимство, тонкость могут одолеть и самого лютого врага.
    20. Поверхностные цели порождают поверхностные итоги.
    21. Если друзья и враги отзываются о Вас хорошо - это прекрасно. Но в любом случае лучше плохие отзывы, чем отсутствие их. Если о гунне ничего не говорится, значит, он ничего не достиг.
    22. Сочувствуйте простым, но верным гуннам.
        Вот почему был велик Аттил. Он создал целую систему взаимоотношения воинов и командиров, и это помогло ему создать непобедимую армию.

        Видимо, поэтому римский сановник Ромул писал: «Никто из тех, которые когда-либо царствовали над Скифией или над другими странами, не произвел столько великих дел, как Аттила, и в такое короткое время. Его владычество простирается над островами, находящимися в океане. И не только всех скифов, но и римлян заставляет он платить дань. Военная сила его такова, что ни один народ не устоит против нее».
        Так отзывались об Аттиле римляне, те самые, которые когда-то господствовали над всем миром.
        Держава Аттила простиралась на юге до Босфора, до Рима, а на севере... Мурад Аджи в своей книге «Полынь половецкого поля» пишет: «Северную границу царства Аттилы отсекали непроходимые леса и болота. Один из ее участков шел по Москве-реке, другие - по Оке, Полесским болотам...»
Империя гуннов при Атилле
  • Великая империя гуннов при Аттиле
        Об эпохе царя Аттила сохранилась книга «Гетика», автором которой считается Иордан. Она создана в VI веке, то есть, через 100 лет после Аттила.
       Иордан называет гуннов «гетами» или «готами», отсюда - «Гетика». В книге Иордан так характеризует Аттила: «Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на всех трепет, широко известный повсюду страшными о нем представлениями. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войн, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился.
        По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединой... Хотя он по самой природе своей всегда отличался самонадеянностью, но она возросла в нем еще от находки Марсова меча, признаваемого священным».
Меч - Аттил
  • Меч - Аттила
  • Автор Балтаев Н.М.
  • 2003г.
        Речь здесь идет о мече, найденным одним пастухом, будто он - Марсов меч, именно он даровал Аттилу победу над всеми его врагами. Только один раз, на Каталаунских полях, Аттил проявил неуверенность, потому что против него вышел с римскими легионами его воспитанник Аэций, предавший воспитателя и благодетеля. Неуверенность полководца передалось и войску. Наконец, когда все сроки атаки прошли, Аттил повел свои победоносные войска в бой. Но впервые в жизни атака захлебнулась. Гунны опешили.
«И тогда их царь проявил свою былую мудрость, - пишет Мурад Аджи в книге «Полынь половецкого поля», - он успокоился сам. Пошел к войску и нашел, что сказать. Его краткие фразы, как звуки рубящей шашки, распаляли сердца степняков:
«Защита - признак страха».
«Отважен тот, кто наносит удар».
«Мщение - это великий дар природы».
«Пусть воспрянет дух ваш, пусть вскипит ваша ярость».
«Идущего к победе не достигают стрелы».
«Кто пребывает в покое, когда Аттил сражается, тот уже похоронен», - эти слова были последними».
Атака
  • Атака гуннов на Каталунских полях
        Битва с объединенной армией всей Европы вновь закипела. И утром, пошалив своих врагов, великий гунн дал уйти остаткам армии Аэция. Аттил сам двинулся на Рим. Депутация «Вечного города» вышла умолять царя о пощаде. Папа римский встал перед ним на колени.
Встреча папы Льва с Аттилой.
  • Встреча папы Льва с Аттилой
        Таковым был великий предок булгаро-сувар.
        Гунны не были только кочевниками. Они имели свои города, а в них прекрасные дворцы. Описание этих дворцов мы можем читать в книге «Гетика» и в писаниях Приска Панийского - посла Рима. Гунны эпохи Аттила имели письменность, у них был свой литературный язык. «Их выразительными творениями восторгалось не только окружение Аттила, но и знать Индии, Китая, - пишет Мурал Аджи. - И оттого, что Европа не знала или умалчивала об этих произведениях, они не стали хуже».
        Но многое из этого погибло и сгорело в многолетних кровопролитных войнах, которые начались в Европе после смерти великого Аттила. Многое уничтожалось впоследствии уже осознанно, так запад пытался вытравить из памяти людей даже упоминание покорителя мира, непобежденного никем воителя.
Аттил умер в 453 году.        Великий и грозный царь гуннов Аттил умер внезапно и неожиданно. Поэтому о его смерти сохранились разного рода мнения. Например, И.М. Мизиев пишет: "В престарелом возрасте Аттила женился на молодой красавице и умер в брачную ночь". Конечно, интересно и романтично. Кстати, эта же мысль имеется в одном из немецких эпосов. И древнесуварские эпические песни, в которых воспевается Аттил и его возлюбленная Кримкилте, тоже говорят об этом. Но ради истины надо подчеркнуть, что Аттил не был уж слишком старым, ему было всего-то 56 лет, когда он умер.
        Все-таки любопытно проследить за тем, что пишут о смерти Аттила разные исследователи.
        "В 453 году умер вождь гуннов Аттила, наводивший ужас на всю Европу и прозванный "бич божий", - пишет Александр Горбовский в своем исследовании "Охотники за сокровищами". Статья напечатана в книге "Серебро и золото, и каменья", изданной в 1991 году "Обществом по изучению тайн и загадок земли". - Его тело было помещено в золотой гроб, золотой гроб – в серебряный, а серебряный - в железный. Железный гроб вместе с несметными сокровищами был затем предан земле. Для того, чтобы место, где похоронен вождь, осталось неизвестным, гунны также убили всех, кто участвовал в похоронах".
        А где похоронили Аттила? Одни считают, что он похоронен в Паннонии, посреди широкой степи. Другие говорят, что его могила находится в Воеводине. "Его тело положили вместе с оружием и драгоценностями в позолоченный гроб, который поместили в серебряный. Все это, вместе взятое, заключили в массивный железный саркофаг», - пишут в 4-5 номере (1992 г.) в журнале "Чудеса и приключения".Другие пишут: "...уложили на вечный покой в воинских доспехах на дно огромной ямы, место сравняли травой, чтобы никто не смог его найти."
        В том же журнале "Чудеса и приключения" есть такие строки: "Археологи провели в районах Воеводины несколько полевых сезонов. Поиск вели среди курганов, возведенных в середине V века. Многие оказались абсолютно пустыми - без единого признака захоронения, что само по себе загадочно. Но вот под одним холмом с помощью теофизических приборов на большой глубине удалось определить солидную массу металла. Это может быть место захоронения Аттила, но истину прояснит следующая экспедиция, снабженная бульдозерами и экскаваторами."
        Конечно, находка могилы Аттила была бы большим событием для истории. И мы тогда смогли бы узнать многие неизвестные до сих пор тайны истории нашего родного народа.
        Гунны, походы Аттила оставили неизгладимый след в памяти всех народов Европы. В германском героическом эпосе «Песнь о нибелунгах» часто выступают гунны и их великий предводитель Аттил, прозванный Этцелем.
        Вот как характеризуется он в эпосе, появившимся у немцев через шесть столетий после гибели:
Себя прославил Этцель так, что из всех краев
К его двору стекалось немало удальцов.
Был с каждым он приветлив, учтив и щедр без меры,
Будь то боец языческий иль христианской веры.
Такого не увидишь теперь уже вовек.
Любой владыке гуннов служивший человек
Какой бы он при этом ни соблюдал закон,
Был Этцелем за преданность сполна вознагражден.
        Спустя десять столетий после гибели Аттила великий итальянский художник Рафаэль создал шедевр живописи «Встреча папы Льва I с Аттилом». Эта картина и сейчас украшает Ватиканский дворец папы в Риме.
Встреча папы Льва с Аттилой. Фреска Рафаэля в Ватикане (1514 г.)
  • Встреча папы Льва с Аттилой
  • Фреска Рафаэля в Ватикане (1514 г.)
        И гуннов, и великого Аттила не забыли и русские, и суварские поэты. В начале XX века Вячеслав Иванов написал любопытное стихотворение «Кочевники красоты». «Топчи их рай, Аттила!» - призывает поэт, видя, как, живя в роскоши и несметном богатстве, топчут души людей денежные мешки - богачи и буржуи. Валерий Брюсов призывает «грядущих гуннов», чтобы они потрясли мир. Пишут о гуннах и Александр Блок, и Максимилиан Волошин, и Дмитрий Кедрин. Любопытные поэтические веши писали о гуннах и об Аттиле народный поэт Чувашии Педер Хузангай и Александр Терентьев, автор популярной книги «Чебоксары и чебоксарцы».
        В своей балладе Александр Терентьев пишет:
Недаром Аттила весь Рим вспоминал,
Бичом его божьим германец прозвал...
А воды Дуная над холмом текут
И тайну гробов ото всех стерегут...
Atilla_the_hun
ИСТОЧНИК: http://baltay-atilla.narod.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.